Запорожский
художник Валерий Булат – один из немногих украинских живописцев,
сумевший стать успешным. Его работы продаются в Москве,
Санкт-Петербурге, Германии, Великобритании, Голландии и даже Японии.
Немало картин «уехали» с выставок во Францию и Соединенные Штаты.
Претенциозные московские и питерские критики дали высокую оценку его
творчеству в своих рецензиях. В Белокаменной и Северной Пальмире были
выпущены коллекции открыток с картинами Булата. Одна из его работ
красуется в кабинете заместителя министра внутренних дел Украины. Она
была подарена еще Михаилу Корниенко, который занимал эту должность
в 2004 году. Другая — в доме Мика Бокса — основателя легендарной
британской группы «Uriah HEEP» («Юрай Хип»). Только
за последние два года художник продал около 200 своих работ.
В последнее время он увлекся религиозной тематикой и сейчас выполняет
спецзаказ Приморского собора – расписывает церковные стены. На дорогах творчества Валерий
Булат попробовал себя практически во всех стилях изобразительного
искусства: от выразительного реализма до путаного абстракционизма.
В конце концов, он остановился на первом. О том, почему художник избрал
«непрогрессивную» стезю реализма, как состоялось его знакомство
с исполнителями нетленного хита «July morning» («Uriah Heep») и многом
другом Валерий Булат поведал в интервью корреспонденту «ИТ». — Валерий Николаевич, расскажите, как одна из ваших картин оказалась на стене особняка Мика Бокса? —
Это было в 1989 году в Ленинграде, где я прожил 17 лет. Много рисовал
и изредка отдавал свои работы на продажу другу художнику. В один
из ясных мартовских дней я отправился в Екатерининский сад пообщаться
с художниками, которые торговали там живописью. Неожиданно меня
окликнул один из приятелей: «Валера, смотри, твоими картинами
заинтересовались какие-то иностранцы». Обернувшись, я обомлел: это были
музыканты из моей любимой группы — тогда «Uriah HEEP» приехали в город
с 9-дневным концертом. Мик Бокс уже достал бумажник, чтобы купить
зимний пейзаж Ленинграда. Подбежав к ним и от волнения забыв все
английские слова, я объяснил переводчику, что картина не продается,
— хочу подарить ее легендарному гитаристу! — Вы потомственный художник? — Нет. В моей семье никто не занимался творчеством, все были технарями или рабочими. — Откуда же взялась тяга к рисованию? —
Сам не знаю. Я со школьных лет только и делал, что рисовал. Учителя
были страшно недовольны моим увлечением, родителей часто вызывали
в школу. Ведь все тетради, особенно по точным наукам, я украшал своими
произведениями (смеется). За партой это были в основном банальные
самолетики, машинки. А вообще, очень любил изображать рыцарей
и перерисовывать с плакатов популярных рок-музыкантов. — Родители-технари вряд ли поощряли ваши творческие порывы… —
Ни мама, ни другие родственники не верили, что я смогу реализовать себя
как художник. После армии я по настоянию родителей поступил в «машинку»
на какой-то там факультет подъемно-транспортного оборудования.
Но больше полугода не выдержал – забрал документы из вуза и поехал
поступать в Ленинградское реставрационное училище. — Кстати, по поводу ваших родственников. Кажется, прадед Валерия Булата был лично знаком с самим Тарасом Шевченко… —
Это правда. Когда Шевченко приезжал в запорожский край,
он останавливался у моего дедушки. А во дворе его хаты знаменитый
кобзарь спал под той самой грушей, которую сегодня так и называют
«деревом Шевченко». Правда, кем был дед, точно не знаю. Кажется,
занимался сельским хозяйством. — Живя в Питере, вы поддерживали отношения с какими-то творческими людьми, ставшими впоследствии известными? —
С очень многими. До того, как он стал звездой, у меня были хорошие
отношения с Виктором Цоем. Мы познакомились в реставрационном училище.
Я общался с Шевчуком, Макаревичем, Гребенщиковым. Часто пересекался
с Вячеславом Бутусовым и Михаилом Боярским в общественном транспорте,
они жили от меня неподалеку. Мы бывали друг у друга в гостях. Но об
этом долго рассказывать… — Кто-то из них оставил негативное впечатление? —
Да, Гребенщиков оказался ужасно неприятным типом. Он уже тогда, в 1989,
был высокомерным, позволял себе негативно отзываться о западных
группах, получивших всемирную славу. Кстати, в своих замысловатых
текстах он зачастую сам ничего не понимает. Извините, но для меня
БГ расшифровывается, как большое г…. Остальные артисты – вполне
приличные люди. — Хорошо, вернемся к изобразительному
искусству. Раньше вы рисовали пейзажи, портреты, а сейчас переключились
на религиозную тематику. — Религиозной тематикой я увлекся,
потому что она относится к исторической живописи, которая всегда мне
очень нравилась. Я рисовал, к примеру, фрагменты битвы 1812 года,
декабристов, петровское время – строительство Петербурга. А вот
к пейзажам и натюрмортам по жизни относился спокойно. Если поступал
заказ, создавал такие картины, но эта работа меня не захватывала. — Вы не очень жалуете альтернативные реализму стили в изобразительном искусстве? —
Я достаточно холодно к ним отношусь. В импрессионизме, сюрреализме,
абстракции художник больше тешит самого себя, чем создает что-то
потребное людям. Но вы возьмите таких творцов, как Эль Греко, Мурильо,
Рибера. Это же просто вершина духовности! Однако многие современные
художники, работающие в альтернативных стилях, не видят этого.
К сожалению, девяносто процентов сегодняшних художников – убогие люди.
Ведь духовно развитый человек никогда не будет делать дерьмо, которым
переполнено так называемое современное искусство. — А как же Ван Гог – гений постимпрессионизма? —
Меня ни капельки не трогает творчество Ван Гога. На мой взгляд, это
просто поиски цвета – не более того. Ни одной серьезной, глубоко
духовной картины он не создал. На мой взгляд, импрессионизм, (равно,
как и вытекающие из него направления с приставкой «пост») нанес
огромный вред изобразительному искусству. Художники этого течения
слишком увлеклись колористическими задачами – передачей цвета и света.
Тем самым они стали нарушать рисунок, смазывать его. Недаром Ренуар
говорил, что импрессионисты рисовать не умеют. Сам он хоть и начинал
работать в этом течении, постепенно ушел от невнятного импрессионизма.
А ведь многие последователи того же Моне, Матиса, Гогена и вовсе
считают, что умение рисовать в импрессионизме совсем не обязательно.
То же самое касается абстракционизма. Это же настоящая деградация,
по-другому не назовешь. — О таком абстракционисте, как Малевич, с его «Черным квадратом» я боюсь даже спрашивать… — Да Малевичу я и забор не доверил бы покрасить! Что такое абстракция? Это в буквальном смысле нашлепки красок. — И все же, как объяснить, что сегодня картины Малевича называют гениальным творением? —
А как объяснить, что сегодня откровенно бездарные песенки занимают
вершины хит-парадов? Типа Кати Дрель, то есть Лель. Это все так
называемая раскрутка. В начале прошлого века, когда жил Малевич, только
начинал развиваться маркетинг. Отдельные люди стали понимать, что
продавать можно все и любого качества, надо только знать, как
преподнести товар. И потом, чем сомнительнее выглядит вещь, которую
пытаются назвать гениальной, тем лучше. Недоумение, вызываемое
«гениальностью» посредственных творений, можно выдать за недосягаемую
глубину. А на чем сыграли в случае с Малевичем? Тогда как раз произошла
революция, все распевали песню: «Мы старый мир до основания разрушим».
И разрушили. Стали закрываться академии искусств, вместо них
создавались свободные творческие мастерские, где рисовали
коммунистические плакаты. На фоне всего этого и возникли Кандинский,
Малевич. Последний нарисовал квадрат, и нашелся же идиот, правда,
хитрый, который взялся за его раскрутку. — После таких речей вас, наверное, многие станут обвинять в консерватизме… —
Некоторые художники говорят, что я отстал от жизни, пытаюсь повторить
то, что уже было сделано Микеланджело, Рафаэлем. Простите, но ведь и их
новье не ново? Все современные художники идут по стопам кого-то
в сюрреализме, абстракционизме, супрематизме и так далее. Я не
консерватор и не считаю, что художнику надо четко придерживаться
какой-то догмы при написании картин. Изобразительное искусство
развивалось восемь веков. При этом у Рафаэля были одни приемы,
у Рембрандта – другие. Но, тем не менее, общая концепция сохранялась.
Их работы живые, они одухотворены и проникнуты светом сознания, а не
бедовых порывов, конвульсий, в которых бьется кисть абстракциониста. —
Мы как-то с вами мало поговорили о сюрреализме. Что, например, можно
сказать о самом ярком представителе этого стиля Сальвадоре Дали? —
Дали – гениальнейший художник ХХ века. Многие его работы наполнены
поистине глубоким философским смыслом, такие, например, как атомная
Мадонна. А некоторые – наоборот, находятся на уровне
параноидально-шизоидных фантазий. В сюрреализме можно создавать
стоящие вещи, но для этого надо быть духовно и интеллектуально развитым
человеком. Прежде чем написать картину, художник должен подумать о том,
что он хочет сказать людям своей работой. А бездумная эмоция – это
простой примитивизм, к которому никак не лепится слово искусство.
|